Правильная эксплуатация
КПП, своевременный ремонт и обслуживание обеспечивают надежную работу автомобиля и продлевают срок эксплуатации КПП. Соблюдайте следующие
требования эксплуатации:
1. Марка масла. Использовать в КПП масло стандарта не ниже 85W/90GL-5
2. Уровень масла. Уровень масла следует проверять через специальное отверстие в корпусе. Уровень масла должен совпадать с уровнем отверстия, допустимое отклонение не более 5 мм. При переливе масла происходит чрезмерное повышение температуры и его выброс. При недоливе шестерни коробки не смазываются должным образом.
На картинке: а) Перелив в) Недолив с) Норма
|
3. Проверка уровня масла
Необходимо периодически
проверять уровень масла. Автомобиль должен находится на стоянке на ровной
поверхности. Чтобы избежать
неточности измерения (горячее масло занимает больший объем), после остановки
двигателя должно пройти время и масло должно остыть.
4.Долив масла
При доливе масла настойчиво рекомендуется использовать масло аналогичной марки, во избежание возникновения химических реакций.
5. Период замены масла
Ø При замене масла сначала нужно полностью слить старое масло
Ø На новой КПП нужно заменять масло при прохождении 2000-5000 км Каждые 10 000 км нужно проверять уровень масла и течи. При необходимости добавить масло
Ø В интервале от 50000 до 80000 км следует производить замену масла
6. Температура масла
Во время работы КПП максимальная температура масла не должна превышать 120℃,минимальная не должна быть ниже -40℃.
Превышение температуры 120℃ приводит к изменению свойств масла и сокращению срока службы КПП.
Масло будет перегреваться в след случаях:
a) Автомобиль долгое время двигается со скоростью менее 32 км/ч.
b) Высокие обороты двигателя
c) Высокая температура окружающей среды
d) Вихревые кольца вокруг КПП
e) Выхлопная система слишком близко к КПП
f) Скорость вращения КПП выше нормы
7. Угол наклона
Если КПП работает с наклоном более 12° это может привести к недостаточному смазыванию, поэтому если это происходит в течении длительного времени нужно применить механизм принудительного охлаждения
8. Буксировка
Во время работы КПП валы и шестерни непрерывно вращаются, что обеспечивает смазку КПП. Если при буксировке автомобиля ведущие мосты подключены к передаче это может нанести серьезный вред КПП, так как вал и шестерни основной КПП не вращаются
Ø Нельзя выжимать педаль сцепления при буксировке автомобиля на нейтральной передаче;
Ø Во время буксирования можно убрать полуоси или отключить приводной вал, также можно буксировать авто чтобы ведущие колеса не касались земли.
Основные параметры КПП серии 12JS
Модель |
Вхо дна я мо щно сть (КВ т) |
Вхо дно й кру тящ ий мом ент Н\ м |
Передаточные числа каждой передачи |
Объе м масл а(л) |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
倒1 |
倒2 |
||||
12JS16 0T |
280 |
1600 |
15..53 |
12.08 |
9.39 |
7.33 |
5.73 |
4.46 |
3.48 |
2.71 |
2.10 |
1.64 |
1.28 |
1.00 |
14.86 |
3.33 |
16 |
Применяется комбинированная конструкция главной и вспомогательной коробки, главная коробка с ручным управлением (6 передач), вспомогательная коробка с пневмоупралением( 2 передачи). Применяется механизм управления одинарного Н. Можно в соответствии с потребностями клиентов укомплектовать корпусом сцепления, выжимным устройством в сборе и т.д. Укороченные размеры в аксиальном направлении, облегченный вес, большая несущая способность,передаточное число достигает 15.53. Надежность в эксплуатации, удобство в ремонте, ,применяется отбор мощности снизу, спереди и сзади. |
Основные параметры 1.Параметры мощности
|
12JS180T(A) 12JS200T(A)
|
точное число
|
длина вес объем масла
Расшифровка названия КПП серии12JS
Задняя передача
1/2 передача
3/4 передача
5/6 передача
7/8 передача
9/10 передача
11/12 передача
|
1. Структура двух промежуточных валов
2. Порядок зацепления
3. Механизм управления 4.Синхронизатор
5.Коробка отбора мощности
Классическая структура КПП 12JS160T
Конструкция двойного промежуточного вала
Главная и вспомогательная коробка КПП серии 12JS160T(A) оснащена двумя промежуточными вала в сборе с абсолютно одинаковой структурой
(кроме шлицов на левом промежуточном валу) . Оба промежуточных вала в сборе находятся под углом 180°,крутящий момент поступает из входного вала, затем аккумулируется и выходит на главный вал. Шестерни всех передач главного вала одновременно зацепляются с двумя промежуточными валами, шестерни главного вала находятся в радиально плавающем положении на главном валу, таким образом, была преобразована традиционная структура, в которой шестерни главного вала поддерживались игольчатыми подшипниками, чтобы упростить структуру главного вала в сборе. Главный вал имеет вращающуюся плавающую структуру, при работе, шестерни двух промежуточных валов в отношении главного вала прибегают к воздействию радиальной силы соответствующего размера.
Сила воздействия на главный вал и подшипник
была изменена, что повысило надежность и долговечность КПП.
Схематическое изображение плавающей
Порядок зацепления
Для обеспечения правильного зацепления шестерен промежуточного вала и шестерен главного вала необходимо осуществить зацепление их зубьев.
(1) Сначала сделать пометки на двух любых смежных зубьях входного вала, затем сделать отметки синхронно на другой стороне (количество зубьев между двумя группами отметок должно быть одинаковым).
(2) Паз шестерни на приводной шестерне каждого промежуточного вала должен совпадать с правильными отметками на зубцах.
(3) При сборке, использовать отметки на приводной шестерни двух промежуточных валов по отдельности зацепить с отмеченными зубцами с левой и с правой сторон шестерни входного вала.
(4) При сборке дополнительной КПП, используя малую шестерню промежуточного вала дополнительной коробки и редукционной шестерни произвести зацепление зубцов (способ описан ранее).
Схематическое изображение зацепления зубцов
при сборке
Механизм управленияЛегкость и точность
переключения передач:
l Механизм переключения передач предполагает что из кабины автомобиля рукояткой напрямую зацепляются все соединительные детали переключения передач синхронизатора внутри КПП (Как изображено на рисунке слева, синим цветом отмечена система рычага управления автомобиля), поэтому легкость и точность переключения передач тесно связана с системой рычага управления, а также тесно связана с механизмом управления переключения передач коробки и синхронностью работы синхронизатора.
1. Дистанционный механизм управления
Точность переключения передач: Пониженные передачи Переключение из 3\4 в 5/6 передачу Из 3\4 в 1\2 передачу
Из 1\2 в заднюю передачу
Из зоны пониженных передач в зону повышенных передач – переключателем на рукоятке.
Повышенные передачи
Переключается также как в пониженных
Т.о. обеспечивается точность переключения передач
Схема расположения на рукоятке рычага управления с механизмом переключения передач одинарного Н
|
Легкость переключения передач:
l КПП FAST оснащена двухконусным фрикционным синхронизатором, который увеличен в 2 раза, и особым фрикционным материалом. Это обеспечивает надежную синхронизацию.
l Копания FAST осуществляет техническое сотрудничество с нашей компанией, в соответствии с различной структурой кабин устанавливаются различные механизмы управления, при помощи регулирования внутренних деталей КПП и соответствующих деталей механизма управления стопорной и выравнивающей силы, в конце концов позволяют добиться легкости при переключении передач.
Механизм управления
2. Схема работы пневматического механизма передачи
Механизм управления
3. Механизм управления одинарного Н
Внешний рычаг переключения передач, блок регулирования переключателя задней передачи, переключатель передач и держатель пружины устанавливаются на поперечном переключателе передач. При помощи перемещения рычага переключения передач осуществляет переключение передач. При переключении в повышенные передачи, переместить переключатель передач на рукоятке в положение повышенных передач. При отсутствии воздуха в воздуховпускном шланге, воздух под давлением может через воздушный канал повышенной передачи поступать в цилиндры вспомогательной коробки, за счет этого осуществляется повышение передачи. При перемещении переключателя на рычаге из повышенной в пониженную передачу, при наличии воздуха в в регулировочном воздуховыпускном шланге, то под давлением воздух через воздушный шланг пониженной передачи поступает в цилиндр вспомогательной коробки, осуществлять понижение передач. Таким образом, осуществляет автоматическое переключение повышающей-понижающей передачи.
Принцип работы воздушного канала
Повыш. Пониж.
|
|
|
Воздушный фильтр
5.7-6 bar
Обратить внимание на положение вилки переключения передач вспомогательной коробки
|
Внимание: запрещается извлекать вал непосредственно из вспомогательной коробки
вспомогательная коробка не заполнена воздухом, на вилке переключения передач находится автоматический блокирующий механизм
6 5 4 3 2
12 11 10 9 8
Классическая структура главной коробки
Главная коробка оснащена синхронизатором с двойной конической поверхностью
1 стопорных колец
7 с улучшенными характеристиками. Максимальный фрикционный момент
синхронизатора с двойной конической поверхностью стопорных колец позволяет уменьшить усилие при переключении передач. Сокращает время синхронизации и обеспечивает удобство при переключении передач. Его фрикционная коническая поверхность изготовлена из особенного фрикционного материала и по особой технологии, что обеспечивает надежность работы синхронизатора.
|
Что касается переключения скоростей главной и вспомогательной коробок КПП: количество переключений главной коробки 300 000 раз, количество переключений
вспомогательной коробки составляет 300 000 повышений \ понижений передач.
Результат проверки: можно проверить нормально ли функционируют фрикционы синхронизатора, нет ли потери эффективности или следов побежалости.
Синхронизатор
Синхронизатор главной коробки
|
|||||
|
|||||
l Из-за оптимальной структуры синхронизатора со стопорным кольцом, хороших характеристик, надежности в эксплуатации, низкой себестоимости данная продукция нашла широкое применение. Главная коробка КПП FAST оснащена синхронизатором с двойной конической поверхностью стопорных колец с отличными характеристиками. Максимальный фрикционный момент
l синхронизатора с двойной конической поверхностью стопорных колец позволяет уменьшить усилие при переключении передач. Его фрикционная коническая поверхность изготовлена из особого фрикционного материала и по особым технологиям, что обеспечивает надежность работы синхронизатора.
Осевая сила, влияющая на фрикционный момент синхронизатора
Среднее значение диаметра кольца синхронизатора (мм)
Процесс синхронизации
На рисунках изображены 3 основных процесса переключения передач синхронизатора. При начале переключения передач, зубчатая втулка синхронизатора при помощи скользящего блока при помощи сжимания пружины перемещает кольцо синхронизатора на коническую поверхность синхронизатора шестерни. Затем, зубчатая втулка синхронизатора под воздействием силы пружины продолжает двигаться вперед, что позволяет концу зубчатой втулки синхронизатора упираться под углом в наклонную плоскость, надавливать на наклонную плоскость кольца синхронизатора. Из-за того, что обе конические поверхности по прежнему сохраняют разницу в скорости вращения, то можно на стопорной наклонной плоскости кольца синхронизатора разделить силу в осевом направлении для создания на конической поверхности фрикционного момента. Вслед за непрерывным увеличением силы переключения передач P,при одинаковой угловой скорости двух зацепляющихся частей, фрикционный момент равен нулю. Под воздействием силы переключения передач P,стопорная наклонная поверхность разжимается, при этом зубчатая втулка синхронизатора может зацепиться с зубцами на шестерне.
Синхронизатор
Синхронизатор вспомогательной коробки
На рисунке изображена структура синхронизатора. На кольце синхронизатора повышенной передачи (2) и коническом кольце пониженной передачи (6) располагаются стопорные штифты (4 и 7)
,скользящая зубчатая втулка (3) соединяется при помощи шлиц и выходного вала вспомогательной коробки КПП . Основа кольца синхронизатора повышенной передачи и конического кольца пониженной передачи изготовлены из порошковых материалов на основе железа, на конической поверхности внутри кольца синхронизатора повышенной передачи и конической поверхности вне конического кольца пониженной передачи установлены новейшие неметаллические фрикционные материалы с улучшенными характеристиками.
Синхронизатор вспомогательной коробки
Эксплуатация синхронизатора
Проверка на износ:
Существует стандартное испытание при работе двигателя на максимальных оборотах, тест проводится на каждой передаче, всего проводится 10 циклов испытания.
Условия тестирования 1.85W/90 GL-5 масло
По результатам проверки можно выявить едва заметный износ.
2. 400kw электродвигатель
Нет признаков коррозии и нагара
3. Стабильный крутящий момент 1600 Нм
Эксплуатация синхронизатора
Испытание проводится одинаково для основной и вспомогательной коробки:
1 передача 2 передача 3 передача
К-во переключений, раз 300,000 300,000 300,000
4 передача 5 передача 6 передача
300,000 300,000 300,000
Переключать пониженную повышенную 300,000 раз
Результат: наблюдать чтобы синхронизатор изнашивался равномерно, не было следов коррозии и нагара。
Коробка отбора мощности
Отбор мощности на КПП FAST многотипен, обладает обширным применением, может быть укомплектован задней коробкой отбора мощности, нижней коробкой отбора мощности, боковой коробкой отбора мощности, передней коробкой отбора мощности, коробкой отбора мощности двигателя, может удовлетворять эксплуатационные потребности грузовиков, самосвалов, тягачей, внедорожников, автомобилей с манипулятором, карьерных автомобилей и т.д.
Коробка отбора мощности
Боковая коробка отбора мощности
Крутящий момент передается из главной коробки на левый промежуточный вал выходит на шестерню отбора мощности Крутящий момент передается из главной коробки шестерню отбора мощности на боковой части левого промежуточного вала
Коробка отбора мощности
Задняя и нижняя коробки отбора мощности
Крутящий момент по отдельности передается из главной коробки шестерню отбора мощности на нижней части левого промежуточного вала и выходит из удлиненного вала вспомогательной коробки
Отличия главной и вспомогательной коробки КПП 12JS160T
Задняя крышка и комбинированный подшипник
Ведущая шестерня
12JS160T
Элемент выходного вала, редукционной шестерни и ведущей шестерни вспомогательной коробки КПП серии 12JS160T «ФАСТ»
Элемент выходного вала, редукционной шестерни и ведущей шестерни дополнительной коробки КПП «ФАСТ» RT и типаC
Отличия вспомогательных коробок
12JS160T
12JS160T
Сопоставление синхронизаторов
Правый удлиненный промежуточн ый вал КПП 12JS160T
Удлине нный промеж уточны й вал КПП
Левый удлиненны й промежуточн ый вал КПП 12JS160T
|
Комплектация вторичного вала
|
Установить вторичный вал на монтажный стенд, чтобы отверстие пружинного штифта в шлицевом пазе, совпадало с отверстием держателя. Вертикально вставить вторичный вал в держатель.
Взять прокладку задней передачи, установить ее на первый кольцевой паз на конце вторичного вала, повернуть на шаг зубца. Взять длинный шестигранный шлиц. Вытолкнуть его из нижнего конца вторичного вала по шлицевому пазу по направлению вверх вверх через шлицевую прокладку шестерни заднего хода.
Взять шестерню заднего хода вторичного вала. направляя ее выступающую поверхность вверх, установить данную шестерню на вторичный вал.
Взять скользящую втулку зацепления шестерни заднего хода, установить данную втулку на вторичный вал, зацепными зубцами по направлению вниз.
Взять шлицевую прокладку вторичного вала, установить ее на вторичный вал.
Повернуть на шаг зубца на втором кольцевом пазу вторичного вала. Вытолкнуть шестигранный шлиц через шлицевую прокладку.
Взять шестерню 1-ой передачи вторичного вала. Установить шестерню на вторичный вал зацепными зубцами по направлению вверх. Взять шлицевую прокладку с выступающей поверхностью вторичного вала. Установить данную прокладку в третий кольцевой паз вторичного вала, выступающей поверхностью по направлению вверх вверх, повернуть на на шаг зубцов. Вытолкнуть шестигранный шлиц через шлицевую прокладку.
Взять элемент синхронизатора 1/2 передачи, установить данный элемент на вторичный вал, чтобы зацепить его с шестерней 1-ой передачи
Взять стопорное кольцо, установить в паз стопорного кольца. Внимание: прорезь стопорного кольца должна совпадать с шестигранной шлицей.
Установить синхронную ступицу 1/2 передачи, зацепить данную ступицу с элементом синхронизатора, установленного ранее.
Зафиксировать стопорным кольцом. Внимание: широкий шлицевый паз внутри синхронной ступицы должен совпадать с шестигранным шлицом вторичного вала. Вытолкнуть шестигранный шлиц через шлицевую прокладку.
Взять элемент синхронизатора. Установить его на вторичный вал, чтобы зацепить его с синхронной ступицей.
Взять шлицевую прокладку с выступом на одной стороне , установить данную прокладку на вторичный вал, выступающей поверхностью по направлению вниз, повернуть на шаг зубцов в 4-ом кольцевом пазе вторичного вала. Вытолкнуть шестигранный шлиц через шлицевую прокладку.
Взять шестерню 2-ой передачи вторичного вала. Установить ее вогнутой поверхностью по направлению вниз.
Взять шлицевую прокладку вторичного вала, повернуть на шаг зубцов в 5-ом кольцевом пазе вторичного вала.
Вытолкнуть шестигранный шлиц через шлицевую прокладку.
Взять шестерню 3-ей передачи вторичного вала. Стороной зацепления зубцов по направлению вверх, установить данную шестерню на вторичный вал. Взять шлицевую прокладку с выступом на одной стороне , установить данную прокладку на вторичный вал, направляя ее выступную поверхность вверх, повернуть на шаг зубцов в 6-ом кольцевом пазе вторичного вала.
Вытолкнуть шестигранный шлиц через шлицевую прокладку.
Взять элемент с одной стороны синхронизатора 3\4 передачи, установить на вторичный вал, чтобы зацепить данный элемент с шестерней 3-ей передачи.
Взять стопорное кольцо для фиксации элемента с одной стороны синхронизатора.
Взять синхронную ступицу. Ее широкий паз и шестигранный шлиц должны совпадать, установить данную синхронную ступицу на вторичный вал, чтобы зацепить ее с элементом синхронизатора.
Установить стопорное кольцо для фиксации синхронной ступицы.
Взять элемент одной стороны синхронизатора, зацепить данный элемент с синхронной ступицей.
Взять шлицевую прокладку с выступом на одной стороне , установить данную прокладку на вторичный вал, направляя ее выступную поверхность вверх, повернуть на шаг зубцов в 7-ом кольцевом пазе вторичного вала.
Вытолкнуть шестигранный шлиц через шлицевую прокладку.
Взять шестерню 4-ой передачи вторичного вала, установить данную шестерню на вторичный вал зубцами зацепления по направлению вниз.
Взять шлицевую прокладку. Повернуть на шаг зубцов в 8-ом пазе вторичного вала. вытолкнуть шестигранный шлиц через шлицевую прокладку.
Взять шестерню 5-ой передачи вторичного вала, установить ее на вторичный вал зацепляющимися зубцами по направлению вверх.
Взять шлицевую прокладку с выступом на одной стороне , установить данную прокладку в девятый кольцевой паз вторичного вала, направляя ее выступную поверхность вверх, повернуть на шаг зубцов.
Вытолкнуть шестигранный шлиц через шлицевую прокладку.
Взять фрикционный элемент одной стороны синхронизатора 5/6 передачи, установить данный элемент на вторичный вал.
Зацепить данный элемент с шестерней 5-ой передачи.
Взять стопорное кольцо для фиксации фрикционного элемента синхронизатора, обратить внимание на направление прорези стопорного кольца.
Взять синхронную ступицу, установить ее на вторичный вал, ее широкий паз должен совпадать с шестигранным шлицем. Зацепить синхронную ступицу с фрикционным элементом синхронизатора.
Взять стопорное кольцо для фиксации синхронной ступицы. Обратить внимание на направление прорези стопорного кольца.
Установить фрикционный элемент другой стороны синхронизатора 5/6 передачи, зацепить его с синхронной ступицей.
Взять шестерню первичного вала. установить ее на вторичный вал зубцами зацепления по направлению вниз. Зацепить шестерню первичного вала с фрикционным элементом синхронизатора
Взять прижимную планку вторичного вала, установить ее на шестерню первичного вала, и зафиксировать болтом.
Спасибо!